Архитектура Йемена » Мечеть Аль-Аббаса и история ее реставрации

 Мечеть Аль-Аббаса это пример долголетия традиций и архитектурных достижений одной из древнейших цивилизаций. Мечеть построена более 800 лет назад на месте доисламской гробницы или храма, находящегося здесь c древнейших времён. Кубическая форма постройки также имеет древние корни, такие же, как и Кааба в Мекке. Местное население, как и прежде, продолжает чтить мечеть, имеющую для них особую значимость.

Расположена она в высокогорном Йемене в 40 км [на юго-восток] от Саны недалеко от поселения Аль-Аснаф. Мечеть Аль-Аббаса датируется последними годами династии Сулайхидов, правящей Йеменом в 1046-1137гг.. В интерьере присутствует надпись, согласно которой здание было построено в месяц Дху аль-Хиджры [ декабрь-январь] 519 года Хиджры (декабрь 1125-январь1126 по Григорианскому календарю), а основателем был Султан Мусса бин Мухаммед Аль-Фитти. Упоминается и имя строителя (или архитектора) мечети – Мухаммед ибн Абул-Фатх ибн Ахраб. Но фактически она носит имя малоизвестного Аббаса, святого, который верил в святость этого места.

Древние останки вокруг мечети датируются 2 веком нашей эры, подтверждая наличие священного здания ещё в доисламское время. Эта мечеть используется местным населением не только как дом молитвы, но и как место, где, как и в древние времена, решаются межплеменные споры и проблемы. И где местные женщины делают подношения, оставляя их на могиле Аббаса.

Находясь на высоте 2350 м на гористом вулканическом плато, мечеть в какой-то степени изолирована, но возвышается над долинами и горами и видна из нескольких близлежащих деревень. Ближе всего на расстоянии 2 км – поселение Аснав.

Как и у большинства зданий этой местности, нижняя часть стен мечети выполнена из отесанных камней, верхняя же – из необожжённого кирпича. Преимущественно квадратная в плане, она имеет плоскую крышу, подчеркивающую основную свою форму. Внутри шесть колонн. Четыре, выполненные из камня, относятся к доисламским временам, а две -- из кирпича. Три колонны имеют древние капители. Колонны делят интерьер на четыре части, ведущие к стене с михрабом.


Но главной архитектурной особенностью является искусно выполненный кессонный потолок, который контрастирует с экстерьером. Большая часть потолка сохранилась со времен создания, тем самым, демонстрируя великолепный образец художественного стиля, расцвет которого в Йемене приходится на начало XII века, и является важным историческим звеном.


22 потолочных кессона покрыты замысловатой декоративной резьбой, позолоченной и расписанной темперой по деревянной основе. 80 различных геометрических и растительных мотивов, которые покрывают потолок, характерны для этой местности, но и демонстрируют влияние Сасанидов, Фатимидов и Газневидов.

Число выступов в каждом кессоне возрастает по мере приближения к михрабу. И кессон, расположенный непосредственно перед михрабом, имеет 7 выступов, символизируя 7 ступеней рая. И как продолжение -- расписной фриз вокруг михраба. Декоративный ансамбль потолка продолжает трехполосный фриз по периметру верха стены.

В 1980-е потолок начал трухлеть и деформироваться. И количество молящихся там сократилось. В 1985 году Государственная организация древностей, музеев и древних рукописей при Правительстве ЙР обратилась к Французскому центру изучения Йемена в Сане с просьбой помочь в сохранении потолка.
Чтобы осуществить реставрацию, потолок был демонтирован и доставлен в Национальный музей Саны, где была утверждена рабочая группа по восстановлению.
В 1987 Французский центр связался с археологом и реставратором Марилен Баррет, чтобы осуществить реставрацию потолка, длившуюся 3 года.

Долгий и трудоёмкий процесс очистки декоративных потолочных панелей производился ватными тампонами с растворителем. Но предварительно росписи были укреплены разбавленной смолой. Необходимость сохранить исторический вид потолка была доминирующей, и, если оригинальный рисунок был утерян, это место так и оставляли, как есть [не дорисовывая]. Если новые панели и использовались, то не покрывались орнаментом или тонировались с одной или с двух сторон акварелью, оставляя центральную часть без рисунка. Некоторые элементы отделки были оставлены без изменения. Таким образом, видна разница между «было» и «стало». И новые акварельные орнаменты химически влагоустойчивы. Когда новая панель является вставкой, то разрисовка и золочение горизонтальных элементов имеет эффект под названием tromple-l’oeil [«обманка»]. Утерянные деревянные элементы укреплялись преимущественно с обратной стороны, и для этих целей по возможности использовалась старая древесина.

Война в Персидском заливе и гражданская война в Йемене 1994 года приостановили проект. В течение этого времени члены племени Халван и их ярые сторонники стали выступать за возвращение потолка на исконное место. Но перед тем, как вернуть потолок, в любом случае требовался значительный ремонт кровли мечети, в которой была просто напросто дыра. И перед тем, как всё-таки вернуть потолок, решили отремонтировать здание мечети. Марилен Баррет также взяла на себя и ремонт здания, пригласив для этого йеменского архитектора Абдуллу Аль-Хадрами. Эти два эксперта собрали команду из французских и йеменских археологов и лучших местных ремесленников, которые вместе стали реставрировать мечеть, закончив работу в 1996 году.


Принципиальной задачей было восстановить здание с минимальными вторжениями. Для выполнения задуманного, традиционные материалы и технологии – до сих пор использующиеся в обиходе – оказались наиболее подходящими. Ни один предполагаемый элемент не вводился: все новые элементы визуализированы для отличия от оригинальных и по форме и по месторасположению.

Сперва провели демонтаж стен. Затем возвели вновь, используя, как и новые, так и старые кирпичи. Дверь и ставни на окнах, ранее заблокированные, открыли, обеспечив естественное освещение внутри мечети. Расположенный на западной стене, оконный фриз с доисламскими мотивами был раскрыт во время расчистки на месте наддверной арки. На стене с михрабом была заменена лишь незначительная часть штукатурки; большую же часть законсервировали или отреставрировали. Другие стены мечети покрыли глиной и поверх загипсовали грунтом с примесью горчичного масла для создания эффекта патины.

 

Пол обработан так называемым кудадом – традиционной измельченной смесью из извести и вулканической массы. Затем кудад полируется гладкими камнями и покрывается животным жиром. В мечеть провели электричество, ведь при ремонте пола были найдены фрагменты алебастровых ламп. И сейчас мечеть освещается тремя похожими лампами, но уже с электрическими лампочками. Бассейн для омовения, расположенный с западной стороны мечети, был так же отремонтирован. Для дренажа площадка вокруг мечети вымощена новым камнем.

Чердачное помещение между потолком и крышей высотой 1,2 м не имело подходящей конструкции для оригинального кессонного потолка. 6 кирпичных контрфорсов поддерживали крыши без места для деревянного потолка. И их разобрали и переделали. Оригинальная крыша была затем реконструирована слоем тонких пересекающихся брусьев, покрытых толстым слоем грунта, последним же слоем стал кудад.

На крыше соорудили водостоки для уменьшения риска протечек дождевой воды внутрь. Несколько декоративных резцов на крыше были разрушены, но оставшиеся 6 позволили восстановить точное расположение и толщину утраченных.

По окончанию ремонта крыши примерно одна тысяча отдельных деталей резного потолка были заботливо собраны как пазл и пронумерованы в музее. Потом их целиком доставили в мечеть. Аккуратно зафиксировали на новой опорной конструкции из U-образных коробчататых балок. И таким образом, отреставрированные панели стали на свое место.

 

Отреставрированная мечеть вновь привлекает неповторимостью образа и декоративного убранства. И местные жители, как и прежде, собираются там, особенно радуясь возвращению на своё место великолепному потолку мечети. Реставрация мечети несет в себе огромное значение сохранения истории архитектуры: мечеть Аль-Аббас это важное историческое свидетельство, отражающее художественные, социальные, культурные и экономические аспекты далекого 12 века, перекликаясь с доисламскими временами. Сохранение постройки такого уровня это важный шаг, стимулирующий будущие поколения лучше понимать их собственную культуру и обладать ею по праву.

 

   Хочется добавить, что принципы реставрации, примененные при работе над мечетью Аль-Аббас, могут в дальнейшем быть использованы и для других объектов, рассматриваемых с точки зрения сохранения культурного наследия прошлого. С другой стороны, проделанная работа может cподвигнуть на будущее исследование, к примеру, руин, находящихся вокруг мечети. Реставрация мечети Аль-Аббаса стала отличным примером совместных усилий местных и иностранных экспертов.

 

 

 

 

Это перевод статьи Филиппы Бейкер (Baker, Philippa (ed.). Architecture and Polyphony: Building in the Islamic World Today. The Aga Khan Award for Architecture, The Ninth Award Cycle. London: Thames and Hudson; Geneva: The Aga Khan Award for Architecture, 2004), точнее отрывка, посвященного реставрации мечети Аль-Аббаса. Иллюстрации и схемы взяты из этой же статьи и несколько фотографий из журнала “Arabia Felix”, 2006.

Перевод и комментарии: Моисеева Анна.

 

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007