Основная дорога между Саной и Саадой проходит через каменистую, похожую на пустыню область, по которой разбросаны зеленые орошаемые поля, высокие сторожевые башни и амбары для хранения зерна. Центральными поселениями этого региона являются Кхамир и Хуз, которые славятся не только своей древней мечетью, но и изысканным архитектурным стилем построенных из известняка домов-башень цвета кожи буйвола. Поворот в этом месте с основной дороги на запад в сторону деревни Шахары приводит к широкой вади Лиссам с пышной растительностью и обширными плантациями бананов, манго и папаи.

Вскоре после деревни Аль Кабай можно увидеть знаменитый мост, построенный в 17 веке между горами Джебл Аль Амир и Джебл Фииш. Это потрясающее сооружение было построено из прочных известняковых блоков архитектором Салах аль-Яманом для того, чтобы соединить деревню Шахару с расположенным на соседней горе селением Шахарат ал-Фиш. Даже бросив беглый взгляд на основание его свода, можно увидеть свидетельства прежних попыток построить мост через это узкое, но очень крутое ущелье.

Примостившаяся на вершине горы Джебл Аль Амир на высоте 2500 м удаленная деревушка Шахара с каменными домами была построена здесь много веков назад. Она пережила жестокую бомбардировку египетских самолетов во время гражданской войны 1960 года. Из этой неприступной крепости открываются захватывающие дух виды на окружающую сельскую местность. На самом краю горы можно часто увидеть женщин, собирающих траву на корм для скота.

Благодаря своей труднодоступности весь район был изолирован от внешнего мира. Долгое время это место служило крепостью зайдитов. В начале семнадцатого века имам Аль-Касим ибн Мухамед (Касим Великий) нашел в этой деревне убежище во время борьбы с оккупирующими турками. Имам Яхья также вел отсюда борьбу с турками в двенадцатом веке.

Внутри деревни и за ее пределами есть 23 резервуара для хранения воды. Простая архитектура ее домов говорит о древнем происхождении. Как и во многих домах Йемена двери открываются прямо на улицу или во двор. Некоторые из них украшены сложным резным орнаментом или имеют декоративное дверное кольцо, форма которого была популярна в доисламский период. Такие кольца помимо ювелирных изделий делались еврейскими ремесленниками, которые в те времена жили в горах. Внутри дома есть просторная прихожая без окон. Для того чтобы сюда проходил свет и воздух над дверью предусмотрено небольшое отверстие. Многие дома имеют большие двери, рассчитанные на проход животных. В некоторые из них встроены калитки для людей.

Входя в дом, мужчины обычно дают знать о своем приходе, произнося громким голосом: Аллах! Аллах!, с тем, чтобы гостящие в его доме женщины могли подготовиться к встрече с ним. В отличие от соседних стран во многих сельских селениях Йемена общение между мужчиной и женщиной, не состоящих в родственных отношениях, но живущих в соседних домах или в одной деревне считается общепринятым. Да и для посторонних всегда найдется доброе слово. Женщины вообще считают жизненно необходимым ходить друг к другу в гости.

К северу от поселка Хуз основная дорога в сторону города Саады проходит через деревню Аль Харф, пересекая пустынную, но красивую местность с известняковыми почвами, пронизанными вулканическими конусами. По обеим сторонам дороги встречаются дома с глиняными стенами, многие из которых раскрашены полосками из красной охры. Поселения в этом районе сосредоточены в местах, где есть возможность обрабатывать землю благодаря сезонным дождям или подземным источникам воды. Дома в них традиционно строятся из забура (глиняной кладки) и либна (высушенных на солнце кирпичей), которые делаются из аллювиального грунта. Многие из них выходят на прилегающие участки и построены с расчетом, чтобы держать оборону и следить за полями, подбно навбс или сторожевым башням, которые также используются для хранения зерна.

Строительство домов осуществляется под контролем опытного строителя, который обучался этому ремеслу не меньше десяти лет. Сначала приготавливается смесь из земли, воды и соломы, которая выдерживается несколько часов, после чего вручную лепятся шары. Стены укладываются на каменную основу несколькими рабочими, которые передают полученную смесь по цепочке, часто сопровождая этот процесс песней. После завершения кладки глина может быть выровнена плоской палкой. Цвет полученного дома гармонирует с окружающим сельским пейзажем. Окна домов достаточно малы, двери часто гравируются. Покрытые известью парапеты и окна являются отличительной чертой многих домов.

Наиболее часто встречающимся растением в этом регионе является акация. Это уникальный кустарник с защитными колючками принадлежит к семейству гороховых и имеет стручки. Оно пользуется особенной популярностью у пасущихся коз, которые даже умудряются взбираться на ветки. В обычных условиях акация начинает плодоносить через восемнадцать лет, но при постоянном обгладывании этот период может продлиться до пятидесяти лет.

Ствол акации можно использовать в качестве дров, при сжигании которых получается древесный уголь. При засухе ее ветви идут на корм скоту, что неизбежно уменьшает рассеивание семян. Неконтролируемый выпас коз нарушает растительный покров и задерживает рост новых растений.  В результате одни виды растений вытесняются другими, которые даже могут содержать токсичные вещества.

Саада, самый значительный город в северной части Йемена, находится всего в 80 км от границы с Саудовской Аравией. Раньше он был важнейшим центром на торговом пути между севером и югом, а также местом сбора паломников в Мекку. Здесь производились железные детали, из которых делалась большая часть оружия Йемена. Его безупречные огораживающие глиняные стены, которые были полностью перестроены в 1992-3 годах, по-прежнему сохраняют планировку семнадцатого века.

Являясь основным религиозным центром г. Саада был местом, где имам Яхья ибн Хуссейн ибн Касим ар-Расси или аль-Хади ила аль-Хак (что в переводе означает "ведущий к правде") основал зейдитскую династию. Шариф приехал сюда из Мадины в качестве посла от хамданских племен с тем, чтобы исследовать проблемы местных кланов, которые до сих пор тщательно охраняют свою независимость. Он уехал, но вернулся в 897 году н.э., когда г. Саада стал столицей зейдитского государства и местом проживания зейдитских имамов. Он был важным центром обучения зейдитов, куда даже приезжали студенты из других стран. По мере распространения влияния зейдитов имамы переезжали в более удобные с географической точки зрения центры, расположенные ближе к югу. Местом проживания последнего имама был город Таиз.

Аль-Хади, первый зейдитский имам, был похоронен в Большой мечети, которую иногда в его честь называют мечетью аль-Хади. Большая часть здания была построена еще в двенадцатом веке. Просто поразительно, что сохранилось такое количество куполов и древних гробниц. Местные жители будут уверять вас, что мечеть построена именно на том месте, где отдыхал верблюд пророка Мухаммеда. Во время прогулки вокруг стен Саады открываются впечатляющие виды на город. Здесь можно увидеть извилистые улочки за северными воротами Наджран, на стенах которых размещались войска, отражавшие нападения противника прежде чем тот успевал достичь главного входа.

Город Саада также известен своими ювелирными украшениями. Благодаря традициям обработки драгоценных металлов, которые глубоко уходят своими корнями в историю страны, ювелирные изделия Йемена были признаны самыми лучшими в мусульманском мире. Эти традиции отражены в древнейшем популярном  учебном пособии по обработке золота и серебра, написанном еще в десятом веке йеменским мастером Аль-Хамдани. В последние годы это ремесло стало приходить в упадок. Частично это объясняется эмиграцией большого количества евреев-ремесленников в Израиль в 1948 году. Оставшиеся здесь еврейские сообщества живут за пределами городов Саада и Райда на дороге к северу от Саны.

Ювелирные изделия всегда пользовались спросом, как у сельских, так и у городских жителей, особенно для выкупа невесты. До недавних времен для женщины считалось обычным иметь большое количество серебряных украшений для шеи, головы, ушей, запястий, пальцев, талии и лодыжки. Серебряные изделия также использовались в качестве вложения средств, для повышения статуса и празднования значительных событий мирской и религиозной жизни, таких как рождение ребенка. Их стоимость зависела в основном от веса. Многие изделия украшались вставками из стекла, кораллов, янтаря, а также драгоценных или полудрагоценных камней.

Сделанные в районе г. Саада стеатитовые горшки испокон веков продавались на пути следования караванов. Сегодня их можно увидеть в продаже на всей территории Йемена и Саудовской Аравии. Мыльный камень добывается и сегодня, например, на горе Джебл Рази. Также известно месторождение ас-Санад, находящееся как раз на границе с Саудовской Аравией. Стеатит (или мыльный камень) это мягкий камень, состоящий в основном из талька, из которого можно делать большое количество полезных предметов, включая отличные кухонные горшки.

В десяти километрах от Сады по дороге в сторону цитадели Умм Лайла находится рынок Сук ат-Тал, где продаются местные продукты и товары, а также изделия, привезенные из Саудовской Аравии. Это место называют "контрабандистским рынком", который известен продажей оружия. Женщины продают здесь красиво сплетенные разноцветные корзины. Помимо привычных товаров, таких как сухофрукты и соль, на рынке можно увидеть  джамбии и даже привезенные из сельской местности различного размера стволы деревьев.

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007