Сана - столица ЙеменаСана ('Санаа) - политическая столицы Йемена, население - около 2 млн. человек.

Сана - очаровательный город с уникальной архитектурой, где за величественными домами-башнями не видно линии горизонта. Здесь древнейшие кирпичные минареты, подобно молитвам верующих, возносятся к небесам, соперничая друг с другом в своей элегантности и силе молитвы.

В середине 70-х годов ЮНЕСКО отнесла Сану к одним из тех городов, которые находятся под угрозой реконструкции, и в 1986 году включила ее в Список всемирного наследия в знак признания важности его мечетей и минаретов, школ, суков, самсаров (караван - сарай), дворцов, хаммамов (бани) и домов-башень.

Сана расположилась на высоте 2,286 м над уровнем моря в самом узком месте основного горного плато, над которым возвышается гора Джебел Нукум, на вершине которой находится цитадель. Сана делится на три части: Старый город, Бир-эль-Азаб (Колодец сладкой воды) и Каа-эль-Яхуд (Еврейская долина), которую по традиции продолжают так называть, ххотя проживавшее здесь еврейское население Йемена выехало в 1946 г. в Израиль.

Бир-эль-Азаб расположен западнее Старого города и является средоточием большинства правительственных учреждений и дворцов. Здесь находится центральная площадь Саны Тахрир - площадь Освобождения.

Плодородностью своих земель Сана обязана  вулканическому происхождению региона и обильным дождям. На протяжении всего года местные жители наслаждаются умеренным климатом. И только в короткие зимние ночи здесь иногда бывают заморозки.

 

Первое упоминание о Сана относится к I веку, однако предположительно на этом месте находилось более ранее поселение.

Согласно легенде Сана была основана Симом, сыном Ноя. Историк Аль-Хамдани утверждает, что стены города и знаменитый дворец Гумдун, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, были построены королем Сабейского царства Шасир Автаром. Говорят, что Сана когда-то носила имя Азаль. Йеменские специалисты по генеалогии объясняют это тем, что пра-пра-правнука Сима, седьмого сына Джоктана (по-арабски Кахтана), о котором идет речь в Книге Бытия 10:27, звали Узалем.

Находясь на пересечении двух основных торговых путей, один из которых лежит между высокогорными плодородными равнинам, другой - между городом Марибом и Красным морем, Сана была важнейшим торговым центром всего региона на протяжении веков. Название города происходит от южно-арабского термина, означающего "хорошо укрепленный". До сих пор сохранились многие из стен замка Каср ас-Силха, который был перестроен еще во времена становления Ислама.

Подобно другим городам таким как, например, Тула, Сана носила статус хиджры, что означает невозможность какой-либо вражды на ее территории, благодаря чему эти города превратились в центры миротворческой деятельности. Сана всегда была основным административным центром, если не столицей, для всех, кто успешно правил в Йемене, будь то сабейцы, химьяриты, абиссинцы, персы, зайдиты или турки. Здесь находили пристанище верующие всех основных монотеистических религий. В то время как после пришествия ислама христианство здесь надолго не задержалось, иудейство сохранилось и до массового ухода евреев во времена основания государства Израиль считалось, что евреи составляют до одной пятой части всего населения. В 628 году н.э. последний персидский губернатор южной Аравии Бадхан принимает ислам, но не отменяет другие религии; и только позднее большая часть населения начинает исповедовать ислам. Сегодня Сана славится большим количеством мечетей различной величины. Самая древняя Большая мечеть стоит на месте мечети, построенной приблизительно в 630 г н.э. при жизни пророка Мухаммеда. С тех пор она много раз восстанавливалась после наводнений и войн. Некоторые из ее колонн были возведены еще до пришествия ислама, другие - во времена Сабейского царства, третьи остались от христианского собора Калис, но основная ее часть была построена в 12 веке. Мечеть Аль-Бакилийя, которая возможно производит самое сильное впечатление в Сане, была построена во времена первой Османской оккупации (1538-1630) и реконструирована в 19 веке, когда Османская империя вновь оккупировала часть Йемена. Ее огромные купола явно относятся к архитектуре турецкого стиля, но кирпичный минарет является типично йеменской постройкой. 

В городе очень много садов. Самые большие садовые участки очень часто разбиваются около мечетей в качестве вакфа (благотворительные пожертвования для мечети), благодаря которым священнослужители могут продавать выращенные плоды местному населению и на рынках. Возделанные сады, откуда была взята земля для строительства верхних этажей близлежащих домов, обычно находятся ниже уровня улиц. Садоводы выращивают здесь овощи для рынка и местных семей, традиционно используя в качестве удобрения фекалии людей и животных. Большое количество небольших садиков, некоторые из которых на удивление оказываются достаточно обширными, прячутся позади домов. Здесь также можно увидеть террасы, которые используются для обычных домашних дел - чистки вещей, выбивания ковров, сушки белья и выращивания трав. Они также являются излюбленной площадкой для игр детей и подростков.

Идея строительства вечного города и традиции городской жизни, которые уходят своими корнями во времена Сабейского царства, нашли свое отражение в Старом городе, славящемся своими зданиями, построенными из сделанных вручную кирпичей и отделанными камнями и лепниной. Сегодня Сана претерпевает значительные изменения в результате быстрого экономического развития. Сейчас Старый город окружен торговыми и промышленными районами, современными кварталами, многие из которых заселены семейными кланами, а также новыми пригородными зонами, где проживает население различных социальных групп. Замена старых построек на новые не может не вызывать беспокойства, так как сносятся стены и здания, целые районы красятся и ремонтируются с использованием более современных материалов, которые не гармонируют с окружающей архитектурой. Тем не менее, есть надежда, что развитие будет неразрывно связано с охраной памятников старины и, что мы по-прежнему будем иметь возможность прогуляться по площадям Старого города, облик которых почти не менялся на протяжении сотен лет.

Дворец Гумдун является ярким примером дома-башни. Он был возведен в середине третьего века на одной из скал, возвышающейся к западу от цитадели. По свидетельствам историков дворец имел квадратную форму и насчитывал от семи до десяти этажей (некоторые даже утверждают, что когда-то он был высотою в 20 этажей). Каждая из его четырех стен была построена из камней различного цвета - черного, белого, красного и зеленого. Каждый угол был украшен бронзовой головой льва. Крыша дворца, возможно, была сделана из алебастра. Говорят, что когда над ней пролетали птицы, их тени можно было увидеть на потолке изнутри здания.

Христианство было официально признано приблизительно в 340 г. н.э., когда Римский император Константин II отправил своего посланца с целью укрепить свой химьяритский союз против персов и поддержать строительство церквей. При короле Дху Нувасе, принявшем иудаизм во время правления Химьяритским царством в 490-525 годах, христиане подвергались гонениям, а Византийский император, будучи не в силах сделать что-либо сам вдали от Йемена, обратился с просьбой к королю Абиссинии (христианину) организовать туда карательную экспедицию. Однако это произошло только тогда, когда правитель Йемена атаковал христианский город Найран и вероломно совершил расправу над местными жителями, но Абиссинская армия одержала над ним победу (525 гг. н.э.)

В 537 г н.э. абиссинский наместник Абраха, аксумский предводитель, начинает строить огромный собор в Сане. Город стал местом паломничества, так как люди верили, что здесь молился Иисус. Абраху помогал Византийский император Юстиниан I, который предоставил для строительства необходимые материалы и мастеров. Собор Калис, согласно летописи, был высотою около 80 метров и шириною 25 метров с потолком из тикового дерева, кафедрой из черного дерева и белой слоновой кости и ступеньками из золота и серебра. Для его украшения использовались мрамор, мозаика, цветное стекло и алебастр.

Падение Аксумской империи произошло приблизительно в 575 году н.э., когда Йемен захватили персы и стали править страной на протяжении следующего полувека. После прихода ислама собор и дворец Гумдун были разрушены - хотя епископству Саны удалось сохраниться, по крайней мере, до 19 века. Сегодня от собора практически ничего не осталось. На его месте можно увидеть большую яму, а по расположению близлежащих домов и улиц можно судить о его размерах и плане строительства, которые описывают историки. Несколько оставшихся от собора колон можно увидеть внутри Большой мечети.

В XII веке в Сане укрепилась династия Айюбидов.

В городе укрепилась власть шиитских имамов, соединяющих светскую и духовную власть. В 1517 после вмешательства египетского паши Сана приобрела статус автономного султаната и власть имамов была ограничена.

В середине 1850-х потомственные имамы бали заменены сменяемыми шейхами.

Первым европейцем, посетившим город, был Карстен Нибур в XVIII веке. Экспедиция была организована по поручению датского короля Фридриха V. С 1872 по 1890 Сана попала под управление Османской империи. Турки начали программу модернизации города.

В конце XIX века в городе имелась крепость со сторожевыми башнями, 50 мечетей, караван-сараи, общественные купальни, сады, виноградники, город был центром оживлённой торговли, особенно кофе. В городе проживало около 30 тысяч жителей, и 1500 евреев. Водопровод снабжал город с горы Нокум.

Сана стала столицей имама Яхья бин-Мухаммада (1904-1948). После убийства имама в 1948 власть принял его сын, Ахмад бин-Яхья (1948-1962), который перенёс столицу Йемена в Таизз.

После его смерти в 1962 была провозглашена Арабская Республика Йемен. Конфликты привели в 1969 к гражданской войне. Египет и СССР предприняли в городе большое строительство и помогли с развитием инфраструктуры. В 1990 Йемен объединился и Сана стала столицей объединённого Йемена.

 

Рынок Старого города СаныВ сердце Старого города Саны раскинул свои просторы старинный рынок Сук, который существовал здесь еще до пришествия ислама.

Начинаясь у ворот Баб эл-Йемен торговые ряды доходят до Большой мечети. В отличие от многих других хорошо-известных рынков на Ближнем Востоке сук находится под открытым небом. На его территории традиционно процветало около сорока различных видов ремесел. В самом центре рынка торговцы продают кофейные зерна и шелуху для приготовления напитка гышра, изюм, кукурузу и крупы. Прилавки со специями благоухают ароматами корицы, кумина, гвоздики, пажитника и ладана.

Центральная часть рынка находилась в еврейском квартале, который потом был перенесен в район Бир-ал-Азаб. Поэтому в этой части рынка высота зданий не превышает двух этажей, что является отражением древней еврейской традиции. Она носила название Сук-ал-Мил (соляной рынок), которое сегодня относится уже ко всему рынку. Здесь делаются ювелирные изделия и самые красивые южно-аравийские джамбии - кинжалы самых различных форм.

Ювелиры Саны знамениты на всем Аравийском полуострове. Славятся йеменские изделия из серебра - серьги, браслеты, медальоны, ожерелья, кольца, черненые ножны для кинжалов, рукоятки клинков и многое другое.

У стен Большой мечети расположились шлифовальщики полудрагоценных камней - сердолика, оникса, халцедона. Особенно славится йеменский сердолик, применяемый для изготовления мужских перстней. В Йемене считается, что сердолик приносит своему владельцу счастье и благополучие.

Рынок также знаменит саблями, изделиями из кожи и коврами. В небольших лавках можно найти великолепные антикварные вещи, старинное оружие разных эпох.

Очень колоритен рынок ката в Старом городе.

У каждого ремесла есть своя гильдия, руководитель которой избирается ремесленниками для контроля за соблюдением правил торговли.

Другие товары, такие как меха и кожа привозятся сюда из сельских районов, а серебро и керамические изделия - из Хаиса. Поставки одежды из Японии и бронзовых изделий из Индии положили начало международной торговли. В прежние времена эти товары доставлялись в город через самсару: караван-сарай, где с прибывавших товаров взимались налоги. Весь Сук работает под руководством Шейха ас-Сука или директора рынка. Другим избираемым должностным лицом является начальник охраны, Шейх ал-Лаял.

 

Дома-башни в Старом городе СаныВ Старом городе Саны около 14,000 домов-башень имеют по шесть (иногда даже по девять) этажей. Археологи утверждают, что многие дома в Сане - точная копия домов древнего Вавилона.

Ко многим из них изначально прилегают земельные участки. Техника строительства домов частично определена традиционной социальной структурой Йемена. Она передавалась от поколения в поколение с тем, чтобы довести использование пространства и света до совершенства. В то время как в других арабских странах дома окружают уединенные внутренние дворики и окнами смотрят внутрь, в Йемене окна домов выходят на улицы.

Дома в Старом городе обычно строились на прочном фундаменте из базальтовых блоков высотою в 1,5 метра, которые зарывалась в землю на глубину в пол метра. Далее укладывался 6-10 метровый слой из туфа и известняка различных оттенков, облицованный с внешней стороны. Следующие три-шесть этажей воздвигались из обожженных глиняных кирпичей.

Не смотря на то, что по своему виду эти строения напоминали крепость, очень много внимания уделялось отделке внешних стен и окон. Часто использовались элементы доисламской культуры, такие как сабейские надписи, древние зигзагообразные символы воды или змей, узоры витиеватых ювелирных или вышитых изделий, которые очень часто принадлежали какому-либо роду или племени. На углы зданий традиционно вешались настоящие или чугунные рога каменного козла. В городах Махвит и Кавкабан дома украшались мозаикой из камней различного цвета. На рассвете или в сумерках белоснежные гипсовые стены домов Саны создают гипнотический эффект.

Одними из самых интересных элементов архитектуры Йемена, особенно это относится к жилым постройкам, являются окна. В основном они состоят из двух частей: нижней части для обзора окрестностей и вентиляции и отделяемой перемычкой верхней части, которая представляет собой веерообразное окно с алебастровыми или стеклянными вставками, которые пропускают больше света. Некоторые окна представляют собой простые закрываемые ставнями отверстия, в которые вставлен алебастр или цветное стекло. Тогда как у других есть шубак, перфорированные выступы из стены коробчатой конструкции, через которые женщины могли выглядывать на улицу без страха быть увиденными. Подобные конструкции очень удобны для хранения глиняных кувшинов с питьевой водой и пищевых продуктов в прохладном месте, так как последние могут одновременно храниться в тени и иметь доступ к воздуху через дырочки. У многих домов есть вентиляционные отверстия, которые также использовались в качестве бойниц.

Архитектурный стиль окон развивался на протяжении веков. Коллажи из полукругов и кругов, а также арочные формы были популярны в доисламский период. С приходом различных завоевателей в конструкции окон появились прямоугольные формы и цветное стекло. Самыми популярными в высокогорных селениях были круглые окна с алебастровыми вставками, которые на закате солнца напоминали медовые соты. От местных жителей можно часто услышать, что эти окна создают атмосферу лунного света, да и сами прожилки алебастра действительно напоминают рисунок поверхности луны. В более поздние времена вместе с приходом турков-османов появились окна амария или такрира сложных геометрических конструкций, которые делались следующим образом. Сначала на стену наносилась гипсовая смесь, после чего равномерно распределялась и на подготовленную поверхность с помощью лекал наносились рисунки, которые вырезались прежде, чем гипсовая смесь успевала высохнуть. После чего будущее окно снималось со стены и укладывалось по плоскую поверхность. В вырезанные отверстия вставлялись кусочки разноцветного стекла соответствующей формы, которые закреплялись с обратной стороны с помощью влажного гипса. В вечернее время невозможно оторвать взгляд от окон, отбрасывающих разноцветные тени на улицы Старого города Саны. А внутри дома с рассвета до заката можно любоваться мягкими отражениями окон на белых стенах.

Внутренние помещения домов организованы следующим образом. Если первый этаж дома больше не используется в качестве загона для скота, здесь может размещаться магазин или мастерская. На втором этаже традиционно храниться зерно. В некоторых домах сохранились мельничные жернова. Жилые комнаты обычно начинаются с третьего этажа, где обитатели дома собираются семьями, принимают гостей, едят и спят. На четвертом этаже находится одна большая комната называемая диван, которая используется для больших праздников или специальных событий, таких как свадьба, похороны или встреча родственников. Обычно это самая красивая комната в доме, которая, как правило, бывает закрыта и открывается только для упомянутых выше событий. Если дом достаточно высок с верхних этажей, особенно из верхней комнаты мафрай, используемой в основном мужчинами для общения, жевания ката и курения трубки мадаа, открываются потрясающие виды. Стены этих комнат традиционно отделаны декоративными гипсовыми рельефами. В некоторые из них встраиваются шкафы с полками. Кухня в доме обычно располагается в верхней части дома, в основном с северной стороны, для лучшего проветривания от дыма.

Туалетная и ванная комнаты также обычно располагаются на верхних этажах дома, где установлена раковина и подставка для ног, на которую наступают, чтобы помыться из кувшина. Жидкие и твердые отходы разделяются. Жидкие выводятся через водонепроницаемый желобок за пределы дома, где и высыхают. Твердые отходы спускаются вниз по трубе в специальный коллектор, после чего сжигаются в качестве топлива для хаммамов, а пепел используется для удобрения почвы. Назначение конкретных комнат меняется от времени года. Зимой, когда в горах может быть очень холодно, обитатели домов предпочитают спать в самых теплых комнатах.

Не смотря на то, что в некоторых деревнях в качестве отделочных материалов используется глина, в большей части высокогорных селений традиционно отдается предпочтение гипсу, который очень удобен для покрытия и отделки поверхностей. Водонепроницаемость ванных комнат, лестниц и коридоров иногда достигается благодаря применению смеси известковой штукатурки, говяжьего жира и алебастрового порошка.

 

Современная Сана состоит в основном из 2-3 этажных вилл, многие из которых с успехом могут конкурировать с домами на Рублевке. Окруженные высокими заборами, дома обычно разделены на две половины - мужскую и женскую. Просторные большие комнаты, монументальные винтовые лестницы, занимающие чуть ли не треть площади дома, большие залы непонятного назначения - общая черта таких вилл, сильно отличающихся от привычной европейцу логики организации жизненного пространства.

Строятся и многочисленные современные здания из стекла и бетона - главным образом общественные и правительственные, отели, банки, предприятия, сооружен новый аэропорт.

Как и в Москве, большой проблемой в Сане являются автомобильные пробки, увеличивающиеся с каждым годом. Довольно большое количество дорогих машин, в основном внедорожников, разбавлены старыми такси, минибасами, разъезжающими с открытой дверью и одноцилиндровыми малолитражными мотоциклами, которые также выполняют роль такси.

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007