На юго-западе Саны находится Аль-Хаджара, одна из самых впечатляющих и легко доступных деревней в горах Йемена. Она расположена к западу от города Монаккы, славящегося красотой своих женщин. Как и многие другие деревни Йемена, Ал-Хаджара расположена на холме. Построенные из камней, добытых из близлежащего карьера, дома сливаются с местными породами. Они являют собой хороший пример национальной йеменской архитектуры. Эта деревня была построена еще в 12 веке. Ее дома-крепости, сделанные из массивных блоков не скрепленных известковым раствором камней образуют непрерывную линию бастиона. Благодаря многочисленным амбарам для хранения зерна и резервуарам для воды жители деревни, так же как и другие обитатели гор, могли выдерживать длительные осады. При строительстве укрепленных домов большое внимание уделялось их отделке. Некоторые полагали, что в красиво отделанных домах не будут водиться мухи. Другие верили, что, украшая свой дом, люди выполняют свой хадж или таким образом выделяют комнату, где родился ребенок. Третьи же уверены, что отделка домов, подобно амулетам, играет роль оберега и приобрела свою популярность еще до прихода ислама.

Недалеко от деревушки находится один из регионов Йемена с центром в городе Аль-Хутаиб, где проживают представители шиитов-исмаилитов. Здесь собираются паломники из таких дальних стран как Индия у могилы даи или проповедника Хатима Ибн Ибрагима аль-Хамдани, похороненного здесь в 16 веке. Этот район знаменит своим кофе.

Даже при правлении турков-османов или еще раньше - во времена Химьяритского царства Монакка была важным местом остановки караванов, везущих свои товары из Ходейды в Сану. Находясь на узком гребне горы между двумя горными районами, она по-прежнему остается значимым торговым городом.

В нескольких километрах к северо-западу от Саны лежит вади Дхар. В 1975 году в сезон дождей мощные потоки воды затопили местные колодцы и повредили три четверти сельскохозяйственных земель. Также погибло большое количество людей. Сразу после этого были приняты меры по улучшению системы контроля за наводнениями. Здесь в деревне Сук аль-Вади находится знаменитый каменный дворец. По его положению и наличию древнего колодца можно предположить, что он использовался в качестве обзорного поста на протяжении веков. Построенный в 1786 году имамом Аль-Мансуром Биллах Али I бин аль-Махди аль-Аббасом дворец являет собой классический пример йеменской архитектуры. В 1930 году имам Яхья бен Мухаммед Хамид-ад-дин расширил его и сделал своей летней резиденцией. Рядом находится деревня Карят аль-Кабил с узкими улочками, фруктовыми садами, виноградниками и плантациями ката.

Свадьбы в вади Дхар традиционно празднуют в пятницу утром. Общее веселье часто сопровождается семейным танцем бара, который исполняется во многих районах Йемена во время торжественных событий. Барабанщик отбивает зажигательные ритмы, под которые местные жители грациозно сливаются в танце.

Когда дети достигают брачного возраста, их свадьбы по-прежнему организуются родителями. Выкуп за невесту распределяется следующим образом: половина суммы идет на ювелирные изделия для новобрачной, которые навсегда остаются в ее собственности, четверть - на организацию свадьбы и четверть - на обустройство дома для молодоженов. Сам выкуп выплачивается отцом жениха после официальной помолвки. Очень большие суммы иногда вынуждают их брать на себя долговое обязательство. Поэтому сегодня в некоторых общинах устанавливается максимальная сумма выкупа, которую может себе позволить обычная семья. Сама церемония свадьбы длится три дня и начинается с брачного контракта, который заключается в среду днем в доме невесты. Жених и невеста  вместе со своими отцами делают торжественное заявление в присутствии кади, знатока шариата, который читает первую суру Корана. В некоторых районах Йемена отец невесты раскидывает по ковру изюм, и все присутствующие пытаются его собрать как можно больше в знак счастливого будущего молодоженов. Подаренные гостями деньги помогают покрыть праздничные расходы.

Празднование свадьбы приходится на пятницу. В середине дня одетый в традиционный костюм и с мечом в руке жених сначала посещает мечеть. После чего в сопровождении танцующих и поющих мужчин с барабанами он направляется домой. В это время невеста в своем доме одевается и красит хной свои руки и ноги, а юные девушки танцуют. Свадебная церемония заффа начинается на заходе солнца. Жених и его родственники шествуют по улицам к своему дому, подходя к которому жених с разбегу перепрыгивает через порог. Вскоре со своим отцом прибывает невеста и, как только она оказывается внутри дома, она становится членом семьи мужа. После этого празднование продолжается в семейном кругу в течение нескольких дней.

Дальше к северу-западу от Саны лежит высокогорная долина Аль-Мунакаб. Когда-то растущие здесь густые леса давно вырублены и на их месте разбиты террасы, на которых выращивается сорго. Долина лежит у подножия горы, на вершине которой расположились два древних города Кавкабан и Шибам. Последний упоминался в одной из сказок "Тысячи и одной ночи". На воротах города и на суке можно увидеть сабейские надписи. Здесь находится одна из старейших в Йемене мечеть, расположенная на месте древнего храма Химьяритов, части которого были использованы для ее строительства. Она известна григорианским распевом во время службы. Подъем по ступенькам, соединяющим Шибам с расположенным выше городом-крепостью Кавкабаном, который можно совершить пешком, на осле или муле, занимает около часа.

Кавкабан раскинул свои стены на 300-метровой вершине песчаной горы. Песчаник появился здесь 70 миллионов лет назад благодаря разветвленной системе рек и в результате подъема и эрозии образовал то огромное плато, которое мы видим сегодня. Эта горная порода использовалась  в качестве сырья для строительства города Кавкабан, известного своими мощными воротами и стенами, который в трудные времена всегда предоставлял здесь убежище жителям Шибама. Узкое ущелье, отделяющее Кавкабан от плато на склоне горы Джебл ад-Дула, известное как Кита, на самом деле является вертикальным разломом, который был частично заполнен обломками домов разрушенных во время осады города командиром Айюбидов Тугтакином, братом Саладина, в конце двенадцатого века. Сегодня по-прежнему можно увидеть камни метательной машины баллиста, которые он использовал для разрушения стен. После взятия города Тугтакин видоизменил его, усовершенствовав городскую инфраструктуру.

При входе в город можно увидеть турецкие казармы (Аль Кишлах), имеющие несколько ворот, включая Баб Аль-Хадид (железные ворота, которые на самом деле деревянные, но покрыты железными полосками). Построенные в 1895 году во время второй оккупации Йемена турками, казармы представляли собой скромное двухэтажное жилье для размещения войск, имели складские помещения и личную комнату для командира. Этот комплекс не только охранял город от нападения извне, но и был предназначен для защиты оккупирующих войск от жителей самого города.

Внутри города есть необычные многовековые здания, построенные из песчаника красивого медового цвета, которые пережили осады айюбидов, расулидов и турков. Одно из них принадлежит старой мечети Масджид аш-Шарифах, получившей свое название в восемнадцатом веке в честь Шарифаха Мухсинаха бинт Абдуллаха бин Ахмада, но построенной много раньше. Расположившись в центре плато, она сначала была названа в честь невольника по имени Сунбул. О ее древнейшем происхождении свидетельствует огромный камень времен Химьяритов, выступающий над входной дверью.

Говорят, что до оккупации турков в 1896 году в городе Кавкабан было не менее тысячи очень красивых домов. Здесь были также приковывающие взгляд мечети, ряд резервуаров для сбора воды (Садд Аль-Мансурах, Садд Аль- Мисалах и Садд Аль-Хаммам), оставленные в наследство Тугхтакином, подземные склады для зерна (Аль Мадафин), турецкий амбар для хранения зерна (Аль Шунах), рыночные здания и молитвенная площадка (Джаббанах), используемая для религиозных праздников.

Сегодня осталось всего только 180 домов. Несмотря на многочисленные войны и осады, населению Кавкабана удалось выжить. Совсем недавно во время революции 1962 года в результате наземной и воздушной бомбардировки были разрушены многие дома и взорваны самые видные минареты.

Недалеко от Кавкабана рядом с величественным водопадом расположился город Аль Аджоур. Здесь можно увидеть яркие примеры домов, примостившиеся на скалах. Над городом возвышаются руины обзорной башни нубы. Нубы, большая часть которых была построена еще в доисламский период, встречаются на всей территории высокогорья. Обычно они занимают стратегическое положение на границе между территориями двух племен (например, на гребнях гор, возвышающихся над долиной Вади Дахр и на дороге в сторону Саады, где они построены для охраны полей ката и виноградников) и используются не только для обзора окрестностей, но и в качестве крепостного сооружения. Некоторые из них превратились в жилые помещения или амбары для хранения зерна и других продуктов.

В расположенном к западу от Шибама городе Ат-Тавила есть несколько красиво отделанных каменных домов. Некоторые из них даже вырублены в скале и поэтому необычайно гармонируют с окружающим пейзажем. По субботам и воскресеньям оживает активность на рыночной площади, окруженной необычными каменными колонами. По передаваемой из уст в уста традиции город Ат-Тавилах, подобно Туле и Сане имеет статус хиджры, что возможно объясняется тем, что в городе проживало большое количество разных племен.

К северу от плато города Кавкабан находится обнесенный стенами город Тула, известный своими декоративными круглыми окнами и вымощенными плитами улицами. Дома Тулы построены из больших обтесанных каменных блоков. Здесь есть ряд заслуживающих внимание резервуаров для воды, лучший из которых находится рядом с южными воротами, а также Большая мечеть с интересным каменным минаретом. Над городом возвышается примостившаяся на соседней горе древняя крепость Мутахар Бин Шараф Уддин. Тула также известна в Йемене благодаря своей теологической деятельности, а также коврам, особенно ворсистым килимам, сотканным из местной шерсти с использованием коричневых, серых и белых рисунков.

Далее на запад располагается город Махвит, примечательный своими великолепными, тщательно отделанными каменными домами, которые все вместе похожи на бастион большого замка. До 1970 года Махвит был изолированным неразвитым городом. Дороги здесь были построены всего несколько лет назад. Сегодня это важный быстроразвивающийся торговый город. На окружающих его горных террасах, которые были разбиты здесь еще много веков назад, выращивается кофе, сорго и кат.

К северо-западу от Саны на плодородных почвах долины Аль-Бавн раскинул свои древние стены город Амран. Первые этажи его домов, построенных на каменном фундаменте, сделаны из камня, верхние - из глины. Наружная часть окон украшена простой лепкой. Дома обычно имеют два и более этажей. Первый этаж используется для хранения продуктов питания, зерна, оборудования и содержания скота. На втором этаже также располагаются складские помещения. Верхние этажи предназначены для кухонных, туалетных и жилых комнат, которые, как правило, побелены и покрыты подушками, коврами или половиками. Старый сук, известный в этом регионе как «пятничный рынок» располагается вдоль западной стены города. Фасады магазинов окружены древними каменными колоннами цилиндрической формы и простыми крытыми галереями. Сабейские надписи, начертанные на главных воротах города и дощечках, вставленных в некоторые из фундаментных стен и фасады домов, свидетельствуют о его доисламском происхождении. Племя Амрана, присоединившееся к племенной конфедерации хашид, поддерживало республиканцев в гражданской войне 1960 года. В результате их город пострадал не так сильно, несмотря на прошлые конфликты с соседними деревнями, принадлежащими конфедерации бакил, которая поддерживала роялистов. В последние годы жители Амрана перестали заниматься сельским хозяйством и традиционным ремеслом и отправились на поиски более выгодной работы в города.

Следуя к западу от Амрана в направлении древнего города Хаджаха можно увидеть живописные пейзажи. Построенная китайцами дорога пересекает очень труднопроходимую местность, на проступающих участках которой разбиты террасы. Благодаря обильным дождям урожай здесь часто собирается три раза в год. Дорога проходит мимо деревни Мантакат Каран, которая видна издалека благодаря своей круглой башне, и спускается вниз по отвесной скале. Еще до появления автомобилей для того, чтобы увидеть примостившиеся на холме древние дома деревни Кухлан, путешественники поднимались сюда на специально обученных ослах. С этого места дорога устремляется вниз через долину и приводит к городу Хадже, столице провинции Хаджа. Когда-то он был крепостью зайдитов. Во времена правления Имама Аль-Касима Великого в семнадцатом веке племена, живущие в районе Шахары и Хаджи, одержали победу в борьбе с турками-османами, когда те пытались захватить власть в Йемене. После того как в 1948 году был вероломно убит имам Яхья Хамид аль-Дин, его сын имам Ахмед собрал здесь северные племена с тем, чтобы напасть на Сану. Впоследствии он держал политзаключенных в камерах своей внушительной крепости Аль-Кахира, расположенной на возвышающемся над городом холме, и многие из них в память о себе выгравировали на ее стенах строки из поэм.

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007