Археология Йемена » Находки на Сокотре, 2008

Российская археологическая экспедиция обнаружила на острове Сокотра древние останки, принадлежащие человеку, жившему в Каменном веке около миллиона лет назад.

Глава экспедиции, выдающийся российский востоковед, Виталий Наумкин в своем интервью журналисту инф. агентства Саба сообщил, что найденные останки -- это первая находка подобного рода, доказывающая 600 000-летнее существование примитивного человека.

Наумкин, работающий сейчас над книгой по истории Сокотры, отметил, что находки стали новой загадкой в истории мировых цивилизаций и соответственно рассматриваются как наиболее значительная ступень развития общества.

Следует также отметить, что группа бельгийских археологов недавно обнаружила пещеру, длиной 3 км и расположенные неподалеку древние сооружения и храмы. Найденные там курительницы и другие предметы, предположительно имеющие отношение к  проведению  ритуалов, датируются 3 веком нашей эры.

Кроме того, [Главное Управление по древностям и музеям] обнародовало находку пяти человеческих поселений и шести древних кладбищ, относящихся также к древнему периоду.

Источник: Saba

 


hadramautic Fri May 22, 2009, Сокотра как перевалочный пункт

На мой взгляд,находки подтверждают гипотезу,что остров был перевалочным пунктом для многих волн миграций из Восточной Африки в Аравию.

Agafonov Fri May 22, 2009, 23:02:06


Это, к сожалению, не гипотеза, а "расхожее" мнение. Собственно, еще в "Перипле Эритрейского моря" эта странная мысль высказана: что на Сокотре живет "смешанное население". С тех пор этот постулат, если не аксиома, кочует из книги в книгу, из статьи в статью - и не нуждается уже ни в каком разумном подтверждении.
Слава богу, хоть сами сокотрийцы недавно заявили свои претензии против этой идеи.
Если взглянуть на проблему засеоения Сокотры с точки зрения здравого смысла, то либо остров должен был бы оставаться вовсе незаселенным - уж очень он далеко находился в течение всей истории, либо его должны были заселить некие люди, увидевшие в нем для себя "свою землю". Грубо говоря, один немногочисленный народ. Для пришлых же людей, транзитный, из западной цивилизации в восточную, Сокотра очень вряд ли была привлекательной. А тем более остаться там жить...
Если предположения В.Наумкина верны, и Сокотра действительно впервые была заселена 600 тыс. лет назад, то тем более это был один народ (одно племя). А поскольку сокотрийцы разговаривают на удивительно сохранившемся СЕМИТСКОМ языке (точнее, на очень близких но все же диалектах когда-то единого сокотрийского), а их Y-хромосомы указывают, что эти люди очень длительное время проживали в абсолютной изоляции (исследование недавно опубликовано), то как раз и выходит, что, возможно, они - потомки первых поселенцев.
И опять же - язык: они говорят на хорошо сохранившемся древнем безписьменнос языке, по уровню сохранности близком к арабскому литературному языку, сохранившемуся как язык религии и письменной культуры - но на нем уже в быту давным-давно не говорят.
Это отнюдь не значит, что на Сокотре не было смешенных браков или не было иммигрантов. Сюда, возможно, быыли направлены греки из Стагира - по приказу Александра. Здесь в разное время проживали - по разным поводам - купцы, беженцы, военные (например, большой гарнизон разных национальностей чуть ли не от западных африканцев до белых австралийцев и канадцев). С присоединением Сокотры к султанату Кишна (Махра) сюда стали переселяться махрийцы - и коренные сокотрийцы искренне считают себя махрийцами по происхождению. Собственно, о том же писал и аль-Хамадани в 10 в., поскольку еще одно распространенное мнение грасит, что заселение Сокотры должно было происходить с Аравийского полуострова, а сокотрийский язык - близкий родственник махрийского и шхарийского (в Омане).
НО в том-то и дело, что близкородственный, но не настолько.. А не могла ли та волна семитской миграции из Восточной Африки либо пройти через Сокотру к Аравии (правда, это сложный вариант) или быть раздвоенной: часть - на Сокотру, часть - через Баб-эль-Мандеб и побережье Юга Арафии - в Махру и Оман?
Султанату семейства Бану Афрар на острове требовались рабы, и они до 20 в. приобретались в Восточной Африке (нынешней Танзании). Их потомки прохивают на побереыье, в основном в районе столицы Хадибо. Но их социальный статус очень мешал какому-то особому смешению.
С 70-х годов здесь стоит йеменский гарнизон, часто заключались браки мужчин с материковой Аравии (сначала, только Юга, теперь, полагаю, из всего единого Йемена), которые часто носили временный характер, особенно при НДРЙ, когда мужчине по закону можно было иметь вторую жену только в особо оговоренных случаях. Сейчас вполне можно иметь нескольких жен. Дети от таких браков, проживающие на Сокотре, говорят на сокотрийском и чувствуют себя местным населением, хотя могут работать и на материке, поскольку владеют арабским в совершенстве, а то и европейским языком (чаще всего, английским). Про сокотрийскую диаспору в Рас-эль-Хеме, ОАЭ в целом, Кувейте (в Кувейте традиционно хорошее отношение к махрийцам в связи со старой межплеменной взаимопомощью), Омане, Саудовской Аравии мы в данном случае не говорим. Кстати, часто рыбаки и торговцы из Залива не только женились на Сокотре, но и увозили их к себе (их дети сокотрийского уже не знали).
Так что, на мой взгляд вопрос о том, как же все-таки, когда и кем была заселена Сокотра, до сих пор открыт и нуждается в фактах. Одно для меня бесспорно:
- население практически любой страны является в современном мире смешанным и, во многом, "пришлым" в ходе многочисленных минрационных процессов с древних времен до самого последнего времени:
- на этом фоне население Сокотры - совсем не такое "смешанное" как его последние две тысячи лет пытаются представить.
И еще один аргумент "против": у смешанного населения ВСЕГДА - смешанный язык (например, английский = "англо-саксо-нормандский"), со смешанным словарем и быстрой потерей многих наиболее сложных грамматических форм исходных языком. На Сокотре ничего подобного до сих пор не наблюдается. Даже несмотря на распространенное двуязычие (сокотрийский и арабский разговорный) и школьное обучение на арабском литературном языке.
PS Не могло быть и многих волн - обычно их насчитывают, насколько помню, три или четыре, но, думаю, одной волны хватило, чтобы другие "пошли другим путем". Хотя Ваша мысль натолкнула меня на еще одно соображение. Те, что добрался до Сокотры из Восточной Африки, могли попытаться поплыть дальше во время Муссона. И таким образом они быстро могли попасть к берегам Махры и Омана. Скорость там ураганная. Но и эта гипотеза нуждается с массе подтверждений. Хотя - на Сокотре опять стали строить огромные самбуки.
denis Sat May 23, 2009 Лодки на Сокотре
Про лодки (http://www.socotra.ru/assets/galleries/162/muzei_14.jpg) я спрашивал у сокотрийцев. Старые лодки-долбленки прибыли на Сокотру из Африки. На Сокотре нет таких деревьев, равно как и нет подходящего дерева для строительства больших лодок (только что, что было выброшено морем)

Отправиться на такой лодке на материк можно, если только добавить ей два поплавка превратив в тримаран ) Тогда конструкция будет вполне устойчивой на волнах даже с небольшим парусом.

Если стартовать в сезон муссонов к северу от Эрисель, волну раскачает только через 10-15 км, так что выйти не проблема. Кроме того, дальше в море ветер слабее и у побережья уже умеренный (а вот волна наоборот в прибое думаю может достигать 3 метров..)

В целом это вполне реально. Бакштагом как раз в Махру попадаешь. Около 400 км получается.
Agafonov  Sat May 23, 2009
 А на Сокотре были катамараны. Даже плотики-катамараны. Один такой - с дедушкой-сокотрийцем на борту - есть на фото в National Geographic за 1918 год.
Вот этот катамаран на снимке Мозера в NG:
http://www.soqotra.info/NG_mag/images/slides/NG_magazine10.jpg
denis Sat May 23, 2009,
http://www.socotra.ru/index.php?id=387 - повесил несколько фоток старых лодок в окрестностях Хадибо
Agafonov Mon November 16, 2009,
Более подробная информация об этой - без преувеличения - археологической сенсации 2008-2009 годов на сайте Socotra.ru в разделе новостей.

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007